Поставщики и производители продовольственных продуктов попросили смягчить требования к сроку годности товаров. Сейчас, по их воззрению, торговые сети не принимают продовольствие, которое полностью может быть продано в рознице до того, как испортится. В объединении «Руспродсоюз» растолковали aif.ru, для чего им повышение сроков годности. Но эксперты считают, что ассоциация «стреляет в ногу» своим членам.
«Заказ имеют возможность увеличить в 10 раз»
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных продуктов «Руспродсоюз» просит Минпромторг советовать федеральным торговым сетям установить минимальный порог остаточного срока годности (ОСГ) в 45% для продуктов годностью от года и выше, а для товаров годностью до 12 месяцев — в 50% этого срока. На данный момент, по данным «Руспродсоюза», требование больших сетей к ОСГ продуктов в среднем составляет 60–65%. Это означает, что они не примут от поставщиков консервы, срок годности которых восемь месяцев, начиная с третьего месяца.
«Неувязка возникла из-за нестабильности потребительского спроса и случаев кратного роста заказов со стороны сетей, отрешиться от которых поставщик не имеет права, так как получит штраф, — растолковал aif.ru зампред правления ассоциации “Руспродсоюз” Дмитрий Леонов. — Выходит, что сети могут одномоментно в 10 раз увеличить заказ, выпустить такое количество продукта за короткий срок невозможно, а складские припасы с остаточным сроком годности 45-50% большая часть сетей (за редким исключением) не принимают. Потому нужно ослабить требования по остаточному сроку годности продуктов. Если этого не сделать, то в случаях всплеска заказов при настолько жестких требованиях есть риски отсутствия продуктов на полке: их просто не воспримут в сеть».
Количество просрочки не может вырасти, считают в ассоциации: на данный момент сети принимают продукцию со сроком годности не наименее 500 дней, а продают эти продукты максимум за 50 дней. В итоге производитель вынужден утилизировать продукцию, до конца срока годности которой осталось 1,5 года. «Это ненормально, в особенности с учетом того, что логистика удлинилась и некие товары или полуфабрикаты приходится завозить по более длинноватым схемам», — добавил Д. Леонов.
«Не надейтесь на барина»
Трудности поставщиков с «неликвидом» сейчас вполне может решить армия, где сейчас прибавилось едоков, считает председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ — если интендантов устроят цены и ассортимент. Не считая того, как писал недавно aif.ru, власти дискуссируют отмену НДС на продукты с истекающим сроком годности, которые ретейлеры готовы передавать нуждающимся. Поставщики и производители продовольствия также могли бы принять роль в системах фудшеринга, отмечают специалисты.
«Сети выставляют такие требования, чтоб уменьшить риск не продать продукты до истечения срока их годности, — растолковал aif.ru Шелищ. — Вправду, эти риски не растут каждый день пребывания товара на полке на какую-то малую величину, а с приближением его “судного денька” взлетают вверх с ускорением. Поэтому что продукты с большим сроком хранения потребители, как правило, приобретают не для немедленного съедения, они глядят на дату в маркировке и игнорируют очевидные “неликвиды” — благо выбор у их есть. А образующиеся в итоге убытки продавцу не возместит ни поставщик, ни Минпромторг. Да и умопомрачительно мне, что это за продукты, которые больше года пролежали на складе изготовителя, и для чего он их выпускал, если на их нет спроса. Я бы порекомендовал поставщикам не уповать на “барина”, а в сотрудничестве с торговыми сетями облагораживать планирование своего производства, так чтобы веселить потребителей свежей продукцией на полках магазинов. Кстати, любопытно, что они скажут, если завтра тот же Минпромторг советует им снизить свои отпускные цены? Не стоит будить лихо командной экономики!»
«Есть еще один увлекательный момент: от срока годности нередко зависит период расчета ретейлеров с поставщиками, — отметил председатель Государственного союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Чем он подольше — тем позже могут заплатить средства. Таким образом, если Минпромторг порекомендует сетям, а торговцы его послушаются, многие поставщики и производители имеют возможность организовать себе “кассовый разрыв”, что им вряд ли понравится. Создается воспоминание, что “Роспродсоюзу” просто захотелось напомнить о для себя».
Оцените материал Докладывает: aif.ru